1

 

 

Строительство КАМАЗа

 

А ЭТО — ПРЕДИСЛОВИЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО КАМАЗА

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Арка с названием стройки.

Строительство КАМАЗа

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года[источник не указан 53 дня], и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970—1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб.[источник не указан 53 дня] (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).

1972 год. Приём на работу на вновь построенном заводе.

Строительство КАМАЗа

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.

1971 год.

Строительство КАМАЗа

Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-тиэтажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х — 1980-х годах.

Отдел кадров завода КАМАЗ.

Строительство КАМАЗа

Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).

Также к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) — производство коробок переключения передач.

Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КамАЗ-5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6×4) и ЗИЛ-175 (4×2) разработки Московским автомобильным заводом им. И. А. Лихачёва и Ярославским моторным заводом в 1967—1969 годах.

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.

1969 год.

Строительство КАМАЗа

1969 год. Памятный камень.

Строительство КАМАЗа

Основы будущих цехов.

Строительство КАМАЗа Строительство КАМАЗа Строительство КАМАЗа Строительство КАМАЗа

Бригада Гайнутдинова

Строительство КАМАЗа

От первого куба земли до первого автомобиля один шаг.

Строительство КАМАЗа

Заливка бетоном.

Строительство КАМАЗа

1972. Автосборочный цех.

Строительство КАМАЗа

1972. Документ строительства

Строительство КАМАЗа

ТЭЦ

Строительство КАМАЗа

Электроподстанция

Строительство КАМАЗа

Завод двигателей.

Строительство КАМАЗа

Приезд начальства.

Строительство КАМАЗа

До пуска главного конвейера 2 дня.

Строительство КАМАЗа
Строительство КАМАЗа

Церковь и дома старой постройки на фоне строящихся цехов.

Строительство КАМАЗа
Строительство КАМАЗа

Монтажники.

Строительство КАМАЗа

1970 год.

Строительство КАМАЗа

Руководители строительства завода и города.

Строительство КАМАЗа

Строительство главного корпуса.

Строительство КАМАЗа
Строительство КАМАЗа

Женщины добираются на работу.

Строительство КАМАЗа
Строительство КАМАЗа

Строители

Строительство КАМАЗа

Эскаватор.

Строительство КАМАЗа

Руководители строительства.

Строительство КАМАЗа

Подъёмные краны.

Строительство КАМАЗа

Строящиеся цеха на фоне города.

Строительство КАМАЗа
Строительство КАМАЗа

Монтажник.

Строительство КАМАЗа

Строительство фундамента.

Строительство КАМАЗа

1974. Литейный

Строительство КАМАЗа

РИЗ строится.

Строительство КАМАЗа

Встреча

Строительство КАМАЗа

Геодезические работы.

Строительство КАМАЗа

Котлован

Строительство КАМАЗа

1971. Автосборочный. Палаточный городок.

Строительство КАМАЗа
Строительство КАМАЗа

1972. Палатка АЗС.

Строительство КАМАЗа
Строительство КАМАЗа
Строительство КАМАЗа

Источник →

Ключевые слова: история, КАМАЗ, СССР, фото
Опубликовал Виктор Хомутский , 29.03.2015 в 15:45

ПОРА ПОДВОДИТЬ ИТОГИ… 

 

Юн=1=12+ Юн=1=13+

ШЁП=3 ШЁП=4

ШЁП=5 ШЁП=6

ШЁП=7 ШЁП=8

Я приближаюсь к своему пределу.

За подаренную жизнь пора подводить итоги,

чтобы нежданная Гостья-Смерть застала меня готовым дать отчёт.

МЕЛКАЯ ФИЛОСОФИЯ НА ГЛУБОКИХ МЕСТАХ

Превращусь
не в Толстого, так в толстого,—
ем,
пишу,
от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.

Вчера
океан был злой,
как черт,
сегодня
смиренней
голубицы на яйцах.
Какая разница!
Все течет…
Все меняется.

Есть
у воды
своя пора:
часы прилива,
часы отлива.
А у Стеклова
вода
не сходила с пера.
Несправедливо.

Дохлая рыбка
плывет одна.
Висят
плавнички,
как подбитые крылышки.
Плывет недели,
и нет ей —
ни дна,
ни покрышки.

Навстречу
медленней, чем тело тюленье,
пароход из Мексики,
а мы —
туда.
Иначе и нельзя.
Разделение
труда.

Это кит — говорят.
Возможно и так.
Вроде рыбьего Бедного —
обхвата в три.
Только у Демьяна усы наружу,
а у кита
внутри.

Годы — чайки.
Вылетят в ряд —
и в воду —
брюшко рыбешкой пичкать.
Скрылись чайки.
В сущности говоря,
где птички?

Я родился, рос,
кормили соскою,—
жил,
работал,
стал староват…
Вот и жизнь пройдет,
как прошли Азорские острова.

3 июля 1925, Атлантический океан

 

 

Был и я на том пиру, ел зернистую икру. Пров ел плов, Филат ел салат, Устин ел галантин. А Федот стрелец ел соленый огурец. А как съел он огурец, тут и сказке конец! А что сказка дурна — то рассказчика вина. Изловить бы дурака да отвесить тумака, ан нельзя никак — ведь рассказчик то дурак! А у нас спокон веков нет суда на дураков!..

Edit

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>